КРЕМЕНЧУГ |
Страничка - 2 |
Страничка - 3 |
Страничка - 4 |
Появлением
моста через р. Днепр наш город обязан Харьковско-Николаевской железной дороге.
В 1870 году железная дорога подошла к городу с двух сторон: Харьков-Кременчуг
и Елизаветград-Крюков. Объединить эти участки в одну линию было поручено инженер-полковнику
А. Струве. А. Струве уже приходилось проектировать и строить мосты через р.
Оку в Коломне, Серпухове и через Днепр в Киеве. Но мост через р. Днепр в Кременчуге
самый большой из всех построенных А. Струве ранее. Металлический
мост в Кременчуге состоял из 12 железных ферм, опирающихся на два каменных устоя
по обоим берегам реки и речных быках, основанных на кессонах. Длинна моста -
962 м. Основания быков и береговых устоев опущены до скальноого грунта. Рельсы
были уложенны на поперечные балки ферм, а для проезда гужевого транспорта был
сделан настил из досок. Струве строил мост основательно и не удивительно, что
восстановленный после войны новый мост покоится на тех же быках. Его строительство
было завершено на год раньше запланированного срока, что сэкономило казне
более 1 млн. рублей.
Торжественное открытие и освящение моста состоялось 25 марта 1872 года. Вслед
за мостом в Кременчуге А. Струве построил знаменитый Литейный мост в Питербурге.
Переправа через р. Днепр в его среднем течении в последующем сделала Кременчуг
предмостовым городом стратегического значения, ведь ближайшие мостовые переходы
были лишь в г. Черкассы и в г. Днепропетровске. В гражданскую, а потом и в Отечественную
войну на него были направлены стрелы военных ударов. Надо ли говорить, что захват
моста был главной задачей всех военных компаний проводившихся на берегах Днепра.
В последнюю войну мост, имеющий важное стратегическое значение, был взорван
и восстановлен в 1949 г. Конструкция его изменилась - он стал двухъярусным,
увеличилась длина пролётов и, соответственно, уменшилось количество речных быков,
повысилась грузоподъёмность моста, теперь она свыше 100 т.
Военные подвиги защитников моста отмечены памятниками и обелисками. К сожалению,
уничтоженная фашистами памятная доска, установленная на одном из домов в начале
ул. Шевченко (съезд с моста выходил тогда на зту улицу) так и не была восстановлена.
А появилась она в память о шести девушках-комсомолках, изрубленных на
мосту белоказаками за подпольную большевискую деятельность. Тела девушек казаки
сбросили с моста в Днепр. На памятной доске, открытой 13 ноября 1936 года,
(автор - архитектор Л. Шлапаковский) в рамке из гранита были установленны
их фотографии и перечисленны имена: В. Готлиб, Э. Гордон, Э. Брандман,
П. Каплун, Ж. Лознер, С. Гальпер. Текст над фотографиями гласил: "На цьому
мосту від злодійської руки білих бандитів загинули смертю хоробрих кращі донькі
Ленінського комсомолу"
В
Крюкове у моста через Р. Днепр стоит памятник революционным матросам Днепровской
флотилии. Костяк флотилии составляли матросы-балтийцы, прибывшие в Кременчуг
из Кронштадта. Командовал флотилией матрос А.В. Полупанов. Большую помощь
в организации флотилии оказал житель нашего города В.А. Мягкий, избранный в
1919 году делегатом на VII съезд Советов. Штаб флотилии размещался на бронепоезде
№8. Флотилия принимала активное участие в боях против деникинцев и многочисленных
банд. В сентябре 1920 гада в тяжёлом бою матросы не позволили переправиться
на левый берег Днепра и соединиться с махновцами большому
отряду бандитов. В память о героических моряках в 1940 году и поставлен этот
памятник. Авторами памятника были самодеятельные скульпторы Молчанов и Г. Дзюба.
В 1988 году памятник реконструировали и он принял теперешний облик. Авторы проекта
скульпторы П. Чечель и Н. Посикира. Здесь же, по другую сторону дороги, стоит
и скромный обелиск на могиле мостостроителей, погибших при подрыве ледяных полей
во время ледохода на р. Днепр 30 марта 1946 г. Ценой своей жизни четверо воинов-сапёров
спасли от разрушения строившийся железнодорожный мост через р. Днепр, обеспечив
тем самым его скорейшее восстановление. Восстановленный мост позволил открыть
бесперебойное движение поездов по Южной железной дороге в сторону Знаменки,
Одессы, а с юга - на Харьков и Ромодан. Переправимся и мы на левую сторону Днепра
и заглянем, собственно, в Кременчуг.
Страничка - 2 |
Страничка - 3 |
Страничка - 4 |
©Ивушкин
В.Э.
E-MAIL: kremenchug_41-43sto sobak rambler.ru
(Для письма к нам, замените "sto sobak" на одну почтовую @ )
При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна!