По историческим и памятным местам украины

Семёновка - Балаклея - Шиловка - Говтва - Манжелия - Кременчуг.
(Путевые заметки)

Первый день пути.

Из Семёновки мы уже отправлялись в поход. Было это в июне 2002 года. Тогда мы ехали к устью реки Сула смотреть старинные мельницы в селе Жовнино. В этот раз наш путь лежал в другую сторону к реке Псёл и дале вниз по течению реки в Кременчуг. В эту поездку мы отправились втроём: с нами поехал новичок в многодневных походах - Богдан. До Семёновки, как и в прошлую поездку, ехали поездом. В одном из вагонов нашлось пустое купе, куда мы благополучно устроили велики, рядом устроились сами. Заброска прошла без проблем: на станции Весёлый Подол быстро выгрузили велики и пожитки. Неспешно погрузили всё походное хозяйство на велики, и тронулись в путь. У трассы нас встречал знакомый "Универсал", времён колективизации, поднятый на постамент. Делаем несколько кадров и едем дальше. За заправкой трёх арочное сооружение с колоколами - памятник чернобыльцам. У здания райисполкома - памятник В.И. Ленину, а сквере напротив - бюст І-го секретаря Семёновского райкома комсомола, замученному фашистами в 1942 году И.А. Сухины

Трактор "Универсал".

Памятник чернобыльцам.

Семёновка.
Здание райисполкома и памятник В.И. Ленину.
Сентябрь 2010 год.

Памятник секретарю райкома комсомола И.А. Сухине.
Семёновка.
Судя по количесву "тарелок" - столовая.
Сентябрь 2010 год.

Трасса на Кременчуг идёт прямо, а нам налево, через переезд к Весёлому Подолу. Село весёлый Подол начиналось в 1743 году. Пелагея, жена Хорольского сотника Степана Родзянки получила царскую грамоту на владение слободой Родзянковской на купленном участке земли. С тех пор слобода розрослась и стала селом. В 1824 году в имение Родзянок приезжал, и некоторое время гостил, А.С. Пушкин. Минуем село и катим к с. Васильевка и далее на с. Чаплинцы. За северной окраиной села тянется большой холм или курган. Здесь наверняка в древние времена было укрепление или городище. Дальше до села Заиченцы в пойме р. Хорол, тянется обширный луг. В восточной части долины возвышается гряда холмов. За селом нам предстоит на неё вбираться. За околицей села, уже привычная безрадостная картина разрухи и запустение: брошенные, частично разрушенные, заросшие бурьяном остовы коровников, пустующие силосные ямы, проржавевшие водонапорные башни...
Асфальт за селом заканчивается и на подъём идёт камянка. Трястись на гору по камням нам не хочется, и мы поднимаемся пешим ходом. На горе на краю обрыва у нас намечена остановка на обед. Это место нам знакомо, в одном их походов мы останавливались здесь на ночёвку. С края обрыва открывается красивый вид на долину р. Хорол, обширные луга, дорогу и лежащие вдалеке сёла. На обед у нас килька в томате, колбаса, пряники…

С. Чаплинцы.
Большой курган на северной околицы села.
Сентябрь 2010 год.
Пересыхающий рукав реки Хорол.
С. Заиченцы.
Памятник В.И. Ленину.
Обед на холме за селом.
С. Заиченцы.
Вид с холма на долину реки Хорол..
Сентябрь 2010 год.

Плотно перекусив, отправляемся дальше. Впереди небольшое, почти совсем опустевшее село Середино. За селом большая запруда и озеро. Табличка на дамбе оповещает, что это частная территория и ловить здесь рыбу запрещается. Пересекаем по дамбе речушку - приток реки Хорол. Полевая дорога огибает поле и выходит на просёлок, что ведёт к селу Кривцы. Проезжаем Кривцы и катим полевой дорогой к большому селу Радивоновка. Закупаем в магазине питьевую воду, и заехав чуток "не туда", выезжаем на нужную дорогу и едем в сторону с. Попово и далее через с. Корниенки на Балаклею. Балаклея конечный пункт нашего первого ходового дня. За селом на берегу р. Псёл мы наметили место для ночёвки. Село Балаклея живописно разбросано на высоком берегу реки Псёл. С высокого холма открываются чудесные виды на многие километры окрест. У подножья горы петляет река Псёл, дальше раскинулись обширные луга, изрезанные старицами, выделяющиеся пожелтевшими камышами на фоне, уже пожухлых сенокосов. Тут и там разбросаны небольшие рощицы и отдельные деревья, среди них белеют хатки хуторов и небольших сёл, кое где виден подымающийся к небу голубовато- белый дым.
В селе нам нужно заправиться водой для приготовления ужина и завтрака. Петляем по селу, но ни колодца, ни колонки найти не можем. Неожиданно в глухом переулке встречаем девушку с металлоискателем! Ну и ну! И здесь искатели кладов! Вот и околица, а водой мы так и не запаслись. У встречной девушки спрашиваем про колодец, где можно набрать водицы? Рассказывает, что по вот этой улочке вниз до самого конца, там у забора "журавель". Благодарим и едем в указанном направлении. У забора колодец, поднимаем ведром воду, и разливаем по припасённым бутылкам и флягам. Заправившись водой, едем по улочке обратно к мосту через р. Псёл. Вот и мост. Его основа стальная, а покрытие деревянное. Некоторые доски уже изрядно подгнили, едем по колее, надеясь не провалиться. Но наши опасения оказались напрасны. Мы благополучно перебрались на левый берег реки. Следом за нами через мост прошла легковая машина. Вниз по течению едем вдоль реки. Местность нам знакома по космоснимку и мы знаем куда нам катить. В двух км. у леса находим подходящую для ночёвки полянку. Разгружаемся и приступаем к обустройству лагеря.
За этот день мы прошли 63 км.
Я занимаюсь ужином и костровым хозяйством, Богдан собирает свою палатку, Олег - свою. Вскоре поспевает чай и доходит до готовности суп-харчо. Ребята к этому времени закончили устанавливать палатки и подготовиться к ночёвке. Ужин много времени не занял. Уже в сумерках бродим по берегу реки, слушаем ночь. Перекликаются совы, лягушка помчалась по мелкоте, будто её ущипнули, прокричала пролетающая цапля...

Дорога к с. Балаклея.
Северная околица села.
с. Балаклея.
Вид с высокого холма на долину р. Псёл.
Мост через р. Псёл.
Сентябрь 2010 год
Кубышка
На берегу наш лагерь.
Сентябрь 2010 год.

Ночь была холодной, надели на себя всё тёплые вещи, и всё равно холод забирался в спальник. Подъём в 6-30. Поёживаюсь от холода иду умываться на речку. Вода кажется теплой. Умываюсь, разгоняя остатки сна. Сразу развожу костёр и ставлю завариваться чай. Чистить картошку устраиваюсь по ближе к костру, здесь теплее. Всходит солнце, над рекой поднимается пар. Из недалёкого села доносятся крики петухов, гоготанье, идущих к реке гусей, мычанье коровы... Обычные звуки деревенского утра. Подымаю ребят - завтрак почти готов, осталось высыпать в котелок с картошкой тушёнку. В качестве деликатеса - баночка шпрот. После завтрака по заведённому порядку, приступаем к свёртыванию нашего лагеря. Ребята разбирают палатки, я привожу в походное положение костровое хозяйство. К 9-ти часам все манатки были уложены в рюкзаки и приторочены на велики. По луговой дороге по берегу реки Псёл мы отправляемся обратно к мосту и далее к с. Колосовка.

Наш лагерь.
р. Псёл.
Наш лагерь. Собираем манатки.
Завтрак на траве.
Луговая дорога.
Луга.
Дорога.

Второй день пути. > > >

Карта маршрута - 1 (275 Кб)

Карта маршрута - 2 (542 Кб)

с. Балаклея (снимок из космоса) (709 Кб)

Заглавная страница.

©Ивушкин В.Э.

E-MAIL:  svavuta777sto sobakgmail.com

(Для письма к нам, замените "sto sobak" на одну почтовую @ )

При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна!