Герб Кременчуга

КРЕМЕНЧУГ

Флаг Кременчуга

Памятник лётчику Виноградову в Деивском лесу.

(История памятников, история поисков)

Впервые я попал на могилу лётчика Виноградова в начале 60-х, когда с пацанами "бастовали" школьные уроки. Тогда она выглядела скромным, заросшим травой холмиком, с крестом в головах, сваренным из железных труб. На могильном холмике, сквозь траву, голубели ирисы, высаженные по старой сельской кладбищенской традиции. О лётчике, в те времена, я знал только то, что погиб он в 41-м году. Его самолёт был подбит над Кременчугом и упал сюда, в Деивский лес. Местные жители рассказали, что видели как в Деивский лес падал горящий самолёт. Первыми к самолёту приехали немцы. Место падения было оцеплено, и только на третий день, когда немцы уехали, жители Деивки смогли похоронить лётчика здесь же, рядом с местом падения самолёта. Крупные фрагменты самолёта, очевидно вывезли немцы. В начале 60-х я помню лишь небольшие, уже сильно ржавые "железки", не представляющие, для нас пацанов, ни какого интереса. К 20-ти летию Победы, вместо креста установили ж/бетонную плиту со звездой на вершине. На плите надпись: "Здесь похоронен лётчик Виноградов Николай Корнеевич. 1914-1941". Вокруг памятника поставили скромную железную оградку. Малоприметная тропинка к одинокой могиле, стала лесной дорогой... Этот памятник простоял на могиле около 10 лет.

К 30-ти летию Победы был сооружён новый памятник из мраморной крошки.В памятник была вмонтирована чугунная плита с надписью, повторяющую надпись предыдущего памятника. Была заменена и оградка на более "художественную". Могила лётчика не была заброшена. Сюда часто приходили школьники из школ города, за могилой ухаживали, регулярно подкрашивалась оградка, столик, лавочки. "серебрянной" краской подводились буквы на чугунной плите. Размываемая талыми водами и дождями лесная дорога, подправлялась и выравнивалась. На кануне 60-й годовщины Победы в Отечественной войне, местные национал-фашисты отбили и вывезли в неизвестном направлении верхнюю часть памятника с чугунной плитой. В этот же день была сбита и табличка с памятника ополченцам на Острой могиле. Преступление так и не было раскрыто, да и при нынешней власти ни кто, особо, и не старался его раскрыть. Стараниями патриотов города, памятник скоро восстановили. На прежнем постаменте установили новую плиту из черного полированного камня габбро. Надпись на плите не изменилась, осталась всё той же: "... лётчик Воноградов Николай Корнеевич..."
Все эти годы разные люди пытались выяснить обстоятельства гибели лётчика, но сведений было очень мало. Ни кто толком даже не знал тип самолёта, на котором он летал. Я предполагал, что это был истребитель И-16 (самолёт был одноместным), расспросы местных жителе сводились к простому "самолёт", в нашем краеведческом музее ни чего конкретного так же сообщить не могли. Не известно было откуда он был родом, как оказался над Кременчугом, только фамилия, имя и отчество, год рождения - были установлены по сохранившимся остаткам документов, да и то со слов мсного жителя Г. Черноотченко. Но нашлись в нашем городе люди, которые спустя пол столетия, смогли раскрыть загадку погибшего лётчика. Что бы не пересказывать эту историю, приведу рассказ "из первых рук", с любезного разрешения автора - А.Н. Бышенко, ставшего душой и двигателем поисковой работы, опубликованный в материалах региональной научно-практической конференции: "Великая Отечественная война в истории украинского народа
"


ЗАГАДКА ЛЕТЧИКОВ ВИНОГРАДОВА И ЕВСЕЕВА РАСКРЫТА

В 2008 г исполнилось 67 лет с начала Великой Отечественной войны, которая принесла стране колоссальную разруху, а нашему народу неимоверные страдания и грандиозные человеческие потери. Потери, которые до настоящего времени сосчитать не удалось с точностью хотя бы до миллиона человек (цифры колеблются с учетом гражд. населения от 20 до 43,4 млн. человек). Немалую долю в этих потерях занимают категории не вернувшихся из боевых вылетов и без вести пропавших.
Хронология поиска
Тема летчика Виноградова, сбитого в районе Крюкова (правобережная часть Кременчуга Полт. обл.) над Деевским лесом в 1941 г. и похороненного там же местными жителями, периодически появляется на страницах местных газет на протяжении последних лет сорока. Большей частью, поводом для публикаций были факты неоднократного разрушения надгробного памятника неустановленными вандалами, да отчеты о работе по уходу за могилой местного пионерского военно-патриотического клуба. Вместе с тем,
достоверно установить его историю и судьбу, как и принадлежность к какому-либо авиационному подразделению, до сих пор не удавалось никому, хотя с того времени прошло уже 67 лет. Так получилось, что изъятые в 1941г жителем Крюкова Григорием Черноотченко обгоревшие, но сохранившиеся документы летчика и часть письма от родственников или жены, потерялись в послевоенное время, переходя из рук в руки. Все, чем располагали исследователи, это ничем не подтвержденная фамилия, имя, отчество летчика и год рождения без числа и месяца.
Никаких положительных результатов не дал запрос краеведческого музея в центральный архив министерства обороны РФ. Не смогли ничего прояснить и члены городского детского поискового клуба, занимавшиеся этой темой в 70–80 г. Ушли уже в мир иной, так и не оставив никаких письменных свидетельств по этой теме, и свидетели последнего боя летчика Виноградова, похоронившие его на следующую ночь недалеко от места падения самолета. С годами история обросла массой устных и опубликованных домыслов и предположений, что очень исказило первоначальную информацию очевидцев и, особенно, в отношении даты события, т.к. публикации по этой теме, с ссылкой на устные свидетельства очевидцев, однозначно указывали на октябрь 1941г.
Более 5 лет поисковой работой по истории летчика Виноградова занимается и общественная организация «Кременчугский музей истории авиации и космонавтики». К большому сожалению, темой боевой деятельности авиации в районе Кременчуга в 1941 и 1943 году никто и никогда в городе не занимался и никаких исследований, в том числе архивных, не проводил. К началу исследований отсутствовал даже перечень авиаподразделений, принимавших участие в боевых действиях в районе Кременчуга. Все, что имелось в начале исследований, это Книга Памяти с именами воинов погибших у Кременчуга, имеющая большое количество неопределенностей, неясностей, неточностей и ошибок, да книга «В сражениях за победу» о боевом пути 38 армии, в которой почти ничего не сказано о действиях советской авиации в р–не Кременчуга в 1941г.
Началась кропотливая поисковая и аналитическая работа по составлению библиографической базы данных, а также базы данных по авиаподразделениям воевавших у Кременчуга в 1941 и 1943 г.г. и погибших летчиках.
За это время просмотрено в электронных архивах ЦАМО несколько тысяч учетных карточек о погибших воинах с фамилией Виноградов, среди которых встречались и летчики с такой фамилией, погибшие в 41-м на Юго-Западном фронте. Анализировались мемуары военных авиаторов той поры, различные очерки и публикации о летчиках, изучались донесения авиационных подразделений о потерях, которые входили в состав Юго-Западного фронта и действовали в 41 г. в р–не Кременчуга, но все тщетно. Казалось, что тайну летчика Виноградова не разгадать никогда.
Все более вероятной казалась мысль, что история летчика Виноградова всего лишь красивая легенда, не имеющая под собой никакой реальной почвы. В пользу такого предположения говорила и заявленная дата гибели – октябрь. Не могли появиться в р–не Кременчуга в этот период советские, к тому же одноместные самолеты, немцы в это время уже вели бои за Харьков.
И вот настоящая удача. Скорее всего, случайно, в августе 2008г. информация о летчике Виноградове и его гибели в августе 41 г. на подступах к Кременчугу обнаружилась там, где ее никому до сих пор не приходила мысль искать – в авиационных подразделениях Военно-Морского Флота…!!!.

«В августе 1941г группа летчиков с Балтики была направлена в Воронеж переучиваться на штурмовики Ил–2. Переучились быстро и получили приказ лететь на Черное море.
Десятка Ил–2 под командованием кап. Челнокова Н.В.(буд.2 ГСС – А.Б.) взяла курс на юг. На одном из промежуточных аэродромов (в Богодухове) Челнокову передали приказание самого главкома ЮЗ направления, маршала Буденного: нанести бомбоштурмовой удар по танковой и моторизованной колонне противника, движущейся в сторону Кременчуга.
Челноков повел группу к цели в составе 5 самолетов: Николаев (буд. ГСС – А.Б.), Степанян (буд 2 ГСС – А.Б.), Виноградов, Евсеев.
Колонна была разгромлена, первая атака, неожиданно вошедших в боевой строй штурмовиков, увенчалась блестящим успехом.
Такие же вылеты были выполнены с Кременчугского и Полтавского аэродромов. Помогая нашим войскам сдерживать наступление врага на суше, морские штурмовики получили боевую закалку еще в пути к новому месту службы. Двое из десяти погибли смертью храбрых – летчики Евсеев и Виноградов. Большинство из остальных были представлены к наградам. Николаев – к ордену Красного Знамени.
Сдав семерку обученных и испытанных в бою штурмовиков командованию ВВС ЧФ, комэск Челноков вернулся в Воронеж, где его ждала новая группа курсантов…»

Это выдержка из книги Минакова В.И. «Гневное небо Тавриды» из главы под названием «Комэск Николай Николаев». Эта информация и стала отправной точкой в дальнейшей поисковой работе.
По фамилиям летчиков, входивших в состав указанной группы и ставших впоследствии Героями Советского Союза, удалось установить и название подразделения. Это была 46-я отдельная штурмовая авиационная эскадрилья (ОШАЭ) ВВС Черноморского флота, но поскольку она была сформирована из летчиков с Балтики, в основном из 57 БАП, то стало очевидным, что поиск надо вести в подразделениях ВВС КБФ, а поэтому искать сведения и архивные материалы о летчике Виноградове, а теперь и Евсееве, необходимо не в Центральном архиве Министерства Обороны, а в Военно-морском архиве в г. Гатчина Ленинградской обл., где сосредоточена вся информация о флоте и о подразделениях ВВС флота. С запросом в Военно-Морской архив никто и никогда не обращался, т.к. никто и предположить не мог о возможности участия в боевых действиях морского авиаподразделения в центре Украины.
Очевидной стала необходимость проведения архивных исследований в ЦВМА, находящемся в г. Гатчина.
Взвесив все за и против, я пришел к выводу, что с запросом в ЦВМА не все так просто, как казалось поначалу. Для официального запроса в архив по Виноградову исходных сведений было очень мало, к тому же, в имеющихся сведениях могла быть ошибка или неточности, к примеру, в годе рождения, имени или отчестве (такая ошибка по отчеству, как оказалось, имела место). По Евсееву ситуация была еще сложнее, поскольку, кроме фамилии, никакой другой информацией я не располагал.
Стало ясно, что запрос по названным причинам может вообще остаться нерассмотренным, либо результат будет отрицательным. Проанализировав еще раз ситуацию, было принято решение с запросом в ЦВМА повременить, а сосредоточиться, с целью выявления дополнительной информации, на поиске и анализе материалов по подразделениям ВВС Черноморского и Балтийского флотов.
Работу решено было начать с поиска материалов по 57 БАП ВВС Балтийского флота. И вот здесь последовала еще одна большая удача. В конце июля 2008 г. в интернете удалось найти статью «Один из четырех…» известного российского поисковика – исследователя из С.–Петербурга, председателя объединения поисковых отрядов Ленинградской обл., Ильи Прокофьева. Статья самым непосредственным образом относилась к боевым действиям в августе 1941г штурмовой АЭ на Ил–2 57 БАП на подступах к Ленинграду. Но самое главное состояло в том, что И.Прокофьев работал по указанному полку в ЦВМА, а следовательно, хорошо информирован по личному составу 57 БАП и, возможно, имеет в своей базе данных все необходимые сведения по погибшим в р–не Кременчуга в 1941 г. летчикам Виноградову и Евсееву.
Публикации И.Прокофьева и его колоссальная по объему поисково-исследовательская работа мне были знакомы. Но именно это обстоятельство и беспокоило больше всего. Станет ли он при такой загрузке, в случае обращения к нему за помощью, заниматься еще и нашими делами, особенно если без архивных исследований не обойтись.
В конце сентября 2008 г. я обратился с письмом к нему, а через некоторое время получил ответ, из которого стало ясно, что каких-либо материалов по Виноградову и Евсееву у него нет, но при случае он обещал поработать в Гатчинском архиве по этой теме. Начался период мучительного ожидания.
Через четыре с половиной месяца от И. Прокофьева пришел ответ с положительным ответом из ЦВМА. Гибель летчиков 46 ОШАЭ ЧФ л–та Виноградова Николая Георгиевича и ст. л–та Евсеева Геннадия Павловича в районе Кременчуга в августе 1941г. подтверждается архивными документами. Вместе с подтверждением гибели, в архивной справке указаны все необходимые биографические сведения и послужной список погибших, а также сведения о родственниках.
Остается добавить, что архивный поиск материалов был выполнен качественно при непосредственном и активном участии должностных лиц штаба Ленинградской ВМБ, личного участия начальника ЦВМА капитана 1 ранга Павловского В.В. и неизвестных мне сотрудников архива. Выполненная ими работа выходила за рамки служебных обязанностей.

Биографические сведения о летчиках 46 ОШАЭ л–те Виноградове Н.Г и ст. л–те Евсееве Г.П.
Виноградов Николай Георгиевич, лейтенант (1914 – 12.08.1941 г.г.)
Уроженец дер. Шелуденево Кировского р–на Калининской области.
С 14 августа 1936г. по ноябрь 1938 г. проходил службу курсантом военно-морского училища им. Сталина. (г. Ейск)
С ноября 1938 по 27 июня 1940г. находился в распоряжении командующего Днепровской военной флотилии.
С 27 июня 1940г по 8 июня 1941 г. старший летчик 46 АЭ Днепровской военной флотилии.
С 8 июня 1941 г. пилот 46 ближнеразведывательной авиаэскадрильи Пинской военной флотилии, а затем пилот 46 штурмовой авиаэскадрильи ВВС Черноморского флота.
В конце июля 1941 г. в был направлен в Воронеж для переучивания на Ил–2, а в августе 1941 г., после очень быстрого переучивания и получения самолетов, в составе группы летчиков с Балтики, введенных в 46 ОШАЭ ВВС ЧФ под командованием Челнокова Н.В., направился на ЧФ. При перебазировании 46 ОШАЭ по личному указанию маршала Буденного С.М. была использована для штурмовки вражеских колон на правом берегу р.Днепр у Кременчуга.
12 августа после штурмовки вражеских колон и техники в р–не Крюкова (правобережная часть Кременчуга) лейтенант Виноградов Н.Г. не возвратился из боевого задания на аэродром базирования.
Согласно материалов ЦВМА л–т Виноградов Н.Г. погиб при выполнении боевого задания возле г. Кременчуга.
В личном деле указаны члены семьи: жена Виноградова Евдокия Терентьевна, дочь Светлана 1940 года рождения, в 1941 г. проживали по адресу с. Долгое Каргапольского р–на Челябинской области (Курганская обл.)

Источники:
1. ЦВМА РФ алф. карточки ф.1, ф.8 послужная карта, личное дело 12720, ф.1080, опись 4, дело 19, лист 23; ф.1080,опись 4, дело 5 Лист 211, 223
2.Минаков В.И. «Гневное небо Тавриды»
Похоронен л–т Виноградов местными жителями в 1941 г. (в период оккупации) в 15 км от г. Кременчуга в Деевском лесу (в р–не Крюкова), как Виноградов Николай Корнеевич. На могиле, в 70-е годы, Крюковским карьероуправлением (дир. Лотарцев В.П.) установлен обелиск.
Евсеев Геннадий Павлович, ст. лейтенант (1912 – 9.08.1941 г.г.)
Родился в г. Казань
С августа 1933 по январь 1935г.г. проходил службу курсантом военно-теоретической школы летчиков.
С января 1935 по декабрь 1936г. курсант военной школы морских летчиков им. Сталина (г. Ейск).
С декабря 1936 по апрель 1938 г. младший летчик в/ч № 50 ВВС Балтийского флота.
С апреля 1938 по июль 1938 г.г. старший летчик в/ч № 50 ВВС КБФ.
С июля 1938 по апрель 1939 г.г. летчик в/ч 4002/2 ВВС КБФ.
С апреля 1939 по апрель 1940 г. начальник ПДС 13 отдельной истребительной авиаэскадрильи (ОИАЭ) ВВС КБФ.
С апреля 1940 командир звена 13 ОИАЭ.
Участник войны с белофинами. Имеет как минимум 1 сбитый самолет. В июле 1941г., вероятно был, направлен в 57 БАП, а в августе 1941 г. в составе группы летчиков с Балтики убыл в Воронеж для переучивания на Ил–2. После очень быстрого переучивания и получения самолетов, в составе 46 ОШАЭ ВВС ЧФ под командованием Челнокова Н.В. направился на ЧФ.
При перебазировании 46 ОШАЭ по личному указанию маршала Буденного была использована для штурмовки вражеских колон на правом берегу р. Днепр у Кременчуга.
9 августа после штурмовки вражеских колон и техники в р–не Крюкова (правобережная часть Кременчуга) ст. лейтенант Евсеев Г.П. на аэродром не вернулся. Согласно материалов ЦВМА, прибывший из частей ВВС Балтийского флота ст. л–т Евсеев Г.П погиб при выполнении боевого задания возле г. Кременчуга.
Награды: Орден Красного знамени – 21.04. 1940г.
Орден Красного знамени – 24.11 1941г. (посмертно)
Место захоронения ст. л–та Евсеева Г.П неизвестно.
В личном деле указаны родственники: жена Евсеева Нина Степановна 1912г. рождения, уроженка г. Казани, брат Евгений и сестра Зоя, проживали в г. Казани.
Источники:
1. ЦВМА РФ ф.1080, опись4, дело 5, лист 211, 223; Ф.3, опись 1, дело 281, лист 94
2. Минаков В.И. «Гневное небо Тавриды»
3. Иванов П.Н. «Крылья над морем»
Краткая историческая справка о ходе военных действий
в районе Кременчуга в августе 1941 г.
Использование командованием ЮЗФ «чужого» авиаподразделения было вынужденной мерой и не от хорошей жизни. Воздушная разведка ВВС ЮЗФ не смогла вовремя обнаружить концентрацию в р–не Кременчуга главных сил немцев – танковой группы генерала Клейста. 6 августа 3 моторизованый корпус Макензена приблизился к Крюкову на расстояние 20 – 25 км и уже 7 августа Кременчугская дивизия народного ополчения вместе с 297 стрелковой дивизией вступили в бой с передовыми немецкими частями, 13 и 14 пехотных дивизий и дивизии СС «Викинг».
Других советских войск на данном участке на 7 августа 1941 г. не было. Для командования ЮЗФ стала очевидной угроза захвата Кременчугского моста, а угроза переправы немецких войск на левый берег Днепра, с последующим движением навстречу танковой группе Гудериана, с каждым днем становилась все очевидней.
9 августа немецкие войска заняли правобережную часть Кременчуга, поселок Крюков, и вышли к железнодорожному мосту. В этот же день советские войска отошли на левый берег, подорвав один пролет ж/д моста.
Теперь только авиация могла повлиять на ход событий. Большие надежды командование ЮЗФ связывало с бомбардировочной и штурмовой авиацией, которая должна была своими ударами по переправе и колонам техники на подходе к ней если не уничтожить, то хотя бы задержать продвижение и значительно ослабить силы противника. Но самолетов не хватало.
Результаты анализа мемуарной литературы, а также материалов Кременчугского краеведческого музея о погибших в 1941 г. в р–не Кременчуга советских военнослужащих свидетельствуют о том, что в указанном районе подразделения советских ВВС, из–за нехватки таковых на кременчугском направлении, и не только кременчугском, применялись в «пожарном» варианте, т.е. перебрасывались на Кременчугский плацдарм в спешном порядке и собирались по принципу – «с мира по нитке».
5 августа 41г. на Полтавском аэродроме (120 км от Кременчуга) приземлился и через день начал боевые вылеты на линии Киев – Днепропетровск 55а БАП, перебазированный с Дальнего Востока. 7 августа на указанном участке начали боевую работу часть 43, 45 и предположительно остатки 211 БАП, переподчиненные накануне 15 САД. Здесь же действовали в интересах 38 армии 230 и 284 БАП из состава 75 САД.
Но истребительное прикрытие бомбардировочных полков было слабым.
Для сопровождения и прикрытия истребителей не хватало, и выделялись они звеньями, реже эскадрильями, из разных полков. На момент подготовки статьи известно о частичном использовании у Кременчуга сил 17, 164, 254, 282, 512 ИАП. Но авиационные подразделения таяли на глазах, а авиационных резервов у командования ЮЗФ не было. В этот период потери авиации ЮЗФ восполнялись в основном за счет восстановления поврежденной техники.
И вот, в назревающей суматохе и приближающемся крахе в зоне действий ЮЗФ, появляется эскадрилья «чужих», но так необходимых штурмовиков. К тому же, маршрут их следования на ЧФ пролегал как раз через Днепр и места концентрации сил 1 танковой группы Клейста.
Количество боевых вылетов 46 ОШАЭ на штурмовку вражеских колон в р–н Крюкова неизвестно. Согласно материалам ЦВМА РФ, 46 ОШАЭ использовалась в указанном районе, как минимум, 3 дня. Свидетельство тому – даты гибели летчиков ст. л–та Евсеева Г.П. (9 августа 1941г) и л–та Виноградова Н.Г. (12 августа 1941г.)

Февраль 2009 г.

P.S. 1. В 2009 году на могиле лётчика 46-й отдельной штурмовой эскадрильи Черноморского флота был установлен новый памяткик. На нём высечены уже правильные данные летчика Воноградов Николай Григорьевич.

ИСХОДНАЯ

Просмотрев страничку, не забудьте поделиться своими впечатлениями в книге гостей


©Ивушкин В.Э.

E-MAIL:  kremenchug_41-43sto sobak rambler.ru

(Для письма к нам, замените "sto sobak" на одну почтовую @ )

При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна!

Рейтинг@Mail.ru