Герб Кременчуга

КРЕМЕНЧУГ

Флаг Кременчуга

История кременчугского трамвая.

Трамвайное депо и городская электростанция.

 

Громов Александр Михайлович.
(начало 1911 г.)
Служащий Кременчугского филиала
С.-Петербургской, Владимирской биржевой артели
" Бельгийского анонимного общества трамваев и применений
электричества")

Громов Александр Михайлович
с женой и её братом. 1913 г.

 

 

Громова (Лебедева) Мария Тимофеевна
с дочерью. 1913 г.
Проживали в доме № 7 Колесникова
на углу ул. Межевой и Андреевской

 

 

Управление електрическим трамваем в наши дни.
2009 г.

 

Кованый навес над входом.
2009 г.

 

Мало кто из кременчужан-современников знает, что в нашем живописном городе на Днепре еще в 1899 года – одним из первых на Украине – функционировал электрический трамвай, построенный и сданный в эксплуатацию Бельгийским акционерным обществом. "Уже тогда на кременчугских улицах появились опоры для трамвайных проводов, легкие изящные металлические и деревянные навесы остановок, плавные изгибы трамвайных переездов" – так поэтически писала в своей книге "Улицами старого Кременчуга" краевед Алла Лушакова. Трамвайное депо и электрическая станция находились у подножия Песчаной горы между улицей Екатерининской (ныне им.Ленина) и Троицким переулком (ул.Чкалова). Мощность электростанции была 4450 лошадиных сил, трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке. Протяженность трамвайных путей к 1917 году составляла 12 километров. Кременчужане в то время, наверное, не любили ходить пешком. За год в среднем перевозилось 2,8 миллиона пассажиров. Маршрутов было три: электростанция – пароходные пристани через Екатерининскую, Киевскую (сейчас ул.Победы), Мальцевскую (ныне Приднепровский парк, улица не существует). От электростанции к пароходным пристаням, через Екатерининскую, Ярмарочную площадь (ул.Халаменюка) и Александровскую улицу (сейчас Перовмайская) пролегал второй маршрут. Третий проходил опять же от пароходных пристаней через Харчевую (ул.Шевченко), Мальцевскую, Киевскую, Веселую (ул.1905 года), Херсонскую и Украинскую улицы. К сожалению, в силу исторических катаклизмов, кременчугский трамвай прекратил свое существование после 1917 года в период разрухи и неразберихи, вызванными гражданской войной на Украине. В 1926 году городским общественным пассажирским транспортом стал автобус. О нынешнем бедственном положении кременчугского троллейбуса уже надоело писать. Как было бы приятно увидеть на кременчугских улицах веселенький бельгийский трамвайчик образца 1899 года!

Людмила Лозинская

В Кременчуге действовало три маршрута. Было 16 вагонов. Колея была 1524 мм шириной. Общая длина линий была около 12 км. 1-й маршрут. Следовал по маршруту Пароходная пристань - ул. Екатерининская - ул. Киевская - ул. Мальцевская - Электростанция. 2-й маршрут. Следовал по маршруту Пароходная пристань - Ярмарочная площадь - ул. Александровская - Электростанция. 3-й маршрут. Следовал по маршруту ул. Харчевая - ул. Мальцевская - ул. Киевская - ул. Весела - ул. Херсонская - ул. Украинская. Таким образом видно что маршруты трамвая частично дублировали себя, что не мешало им перевозить такое количество пассажиров. Первый маршрут проходил так: от Депо трамвая (Электростанция) мимо Троицкой церкви справа и завода Андера (совр. Дормаш) слева он выезжал на Екатеринискую (Ленина) затем прямо по ней, затем, пересекая Киевскую (Победы) через Почтовый сквер (возле памятника борцам за Советскую власть) выезжал на Пароходную пристань. Там он разворачивался и шёл обратно На данном маршруте было ещё три разворота, т.к. колея была одна и трамваям одного маршрута, но идущим в противоположных направлениях надо было разворачиваться. Второй маршрут: От того же Депо, сначала по одной линии с первым маршрутом, а затем сворачивал на Сенную (Халаменюка), Александровскую (Первомайскую) и прямо до Пароходной пристани. Там был большой разворот, а кроме того на данном маршруте было ещё три разворота: два из них, возле Троицкой церкви и Петровской улицы относились и к первому маршруту, а третий был возле Базарной площади. Третий маршрут наиболее "извилистый" Он начинался в самом начале Харчевой (Алексеевской, затем Шевченко), возле ж/д насыпи, затем по Украинской и сворачивал на Херсонскую (Карла Маркса), потом сворачивал на Весёлую (1905 года), затем на Киевскую. С киевской третий номер заезжал на Соборную площадь и недалеко от Успенского собора был его разворот. После этого трамвай шёл в обратном направлении. Кроме того, разворот был ещё в кватале между Елинской (Бутырина) и Солдатской (Цюрупы). Ну вот, вроде бы и всё. "

Пароходная пристань.
Конечная маршрутов № 1 и 2.

 

Ул. Херсонская/ул. Украинская.
(ул. К. Маркса)
Маршрут № 3.

 

Ул. Киевская / ул. Екатериненская.
(ул. Б. Хмельницкого / ул. Ленина)
Маршрут № 3.

 

Ул. Киевская / ул. Екатериненская.
(ул. Б. Хмельницкого / ул. Ленина)
Маршрут № 3.

 

Ул. Киевская.
(ул. Б. Хмельницкого)
Маршрут № 3.

 

Перекрёсток Ул. Екатериненская/Ул. Херсонская
(ул. Ленина/ул. К. Маркса)
Пересечение маршрутов № 3 и № 1.

 

Ул. Мальцевская.
Сюда выходит пер. Банный
Маршрут № 3.
Ул. Екатерининская.
(Ул. Ленина)
Маршрут № 1.
Ул. Екатерининская.
(Ул. Ленина)
Маршрут № 1 и № 2.
Остановка и разъезд "Городской сад"
Ул. Александровская.
(ул. Первомайская)
Маршрут № 2.
Александровская Базарная площадь.
(Сейчас Центральный рынок)
Маршрут № 2.
Остановка и разъезд.

ИСХОДНАЯ

ИСХОДНАЯ


©Ивушкин В.Э.

E-MAIL:  svavuta777sto sobakgmail.com

(Для письма к нам, замените "sto sobak" на одну почтовую @ )

При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна!