10 отдельный дивизион бронепоездов

Боевые действия
10-го отдельного дивизиона бронепоездов
в районе Полтава - Кременчуг.

Неисповедимы пути поисковика-историка! Листаешь архивные документы и никогда не знаешь, какая новая ниточка покажется в обширном клубке истории города на следующем листе архива.
Вот один из примеров доселе неведомого эпизода в истории освобождения нашего города Кременчуга, а точнее его правобережной части – Крюкова.
На сайте «Подвиг народа» я просматривал наградные листы на бойцов и командиров Красной армии различных подразделений 2-го Украинского фронта, периода освобождения г. Кременчуга. Среди прочих наградных листов мне попались наградные листы на бойцов и командиров 10-го Отдельного дивизиона бронепоездов (10-й От. ДБп). До сего времени, мне не попадались какие либо сведения о действиях бронепоездов в районе г. Кременчуга в 1943-1944 годах. Я уже готов было «пролистать» страничку этого документа, как «не нашего», не имеющего отношения к боевым действиям в районе Кременчуга полразделения, когда мне бросилось в глаза название населённого пункта – «Крюков». Просмотрел этот документ более внимательно… Здесь, и показалась та самая ниточка, потянув за которую удалось выйти на новую страничку истории нашего города.
Оказалось, что один из бронепоездов 10-го Отдельного дивизиона принимал самое активное участия в освобождении правобережной части города Кременчуга – Крюкова. 32 бойца и командира этого подразделения отличились в боях в районе г. Полтава – Кременчуг и были награждены боевыми орденами и медалями. 9-ть из них отличились в бою за Крюков.
Ниточка из этого клубочка, привела меня сначала к журналу Боевых действий и боевых донесений дивизиона, а затем к истории самого подразделения. В результате пазлы сложились в ещё одну новую страницу военной истории нашего города.
В Интернете я нашёл историю 10-го От. ДБп. Она хорошо описана в книгах М. Коломийца «Стальные крепости Красной армии». Из этих же книг взяты снимки бронепоездов.

«На базе бронепоезда № 10 сформировать 10-й дивизион бронепоездов, который содержать по штату № 016/104 в количестве 6 подвижных единиц и 236 человек. Для второго бронепоезда получить матчасть, строящуюся в депо Люблино. Срок готовности 1 марта 1942 года». (Приказ управления бронепоездов № 08 от 16 февраля 1942 года)
«18 января 1942 г. бепо № 10 (бронепаровоз Ов № 4816 на жидком топливе, забронирован рембазой № 6 в 1938 году, бронеплощадки ПЛ-37 № 720 и 721 изготовлены заводом «Красный Профинтерн» в 1940 году, платформа СПУ-БП»)
.[1]
Экипаж бронепоезда № 10 был сформирован из личного состава лёгкого бронепоезда времён гражданской войны – «Роза Люксембург». Это имя и было присвоено бронепоезду № 10. Так выглядел бронепоезд  имени «Розы Люксембург» времён гражданской войны:

Бронепоезд имени Розы Люксембург. [1]

«Бронепоезд № 2 10-го одбп был готов 23 февраля 1942 г. Он состоял из бронепаровоза Ов № 5282 (броня не каленая, 17+10 мм, тендер 10+10 мм, командирская рубка 17+15+11 мм, изготовлен в декабре 1941 г. Сталинскими мастерскими Октябрьской железной дороги), двух двухбашенных бронеплощадок № 900 и 901, вооруженных двумя 76-мм пушками Ф-34 и шестью пулеметами ДТ каждая (построены в депо Люблино в феврале 1942 г., броня борта 30 мм, орудийные башни 35 мм, командирская башня 45 мм, места размещения снарядных стеллажей 30+15 мм) и платформы ПВО с двумя 25-мм автоматическими пушками (броня 12-13, изготовлена заводом «Стальмост»). Бепо дивизиона получили наименования: № 1 — «Роза Люксембург» (в честь одноименного бепо № 14, поступившего на формирование бепо № 10 в 1922 г.), № 2 - «Народный мститель»». [1]

Бронепоезд № 705 «Народный мститель» [1]

1 сентября 1943 года 10-й От. ДБп был передан в состав Степного фронта.
Командовал дивизионом подполковник Бойко Пётр Михайлович.
Начальник штаба дивизиона капитан Граммов Виктор Фёдорович.
3 сентября бронепоезд № 656 прибыл на станцию Белгород. 12 сентября, по приказу командующего бронетанковыми и механизированными частями Степного фронта № 01235 от 4 сентября 1943 года, 10-й От. ДБп в полном составе (бронепоезда № 656, 705 и полевая база ) сосредоточился в г. Харьков.
(Из ЖБД 10 От.ДБп  ЦАМО, Фонд: 5672, Опись: 0086115, Дело: 0009, Лист начала документа в деле: 6)
До конца сентября дивизион находился в Харькове. Железные дороги, мосты и путепроводы в южном направлении при отступлении немцев были разрушены. Станционное хозяйство – уничтожено. Дивизион вёл техническую разведку в направлении Полтава, Красноград, Люботин. Продвижение вперёд было невозможно из-за разрушений на ж.д.
2 октября 10-й От. ДБп получил приказ выдвинутся в сторону г. Полтава. Задача содействовать быстрейшему восстановлению железной дороги в направлении Полтавы, а также скорейшее восстановление путевого хозяйства на станции Полтава Южная. Главная боевая задача, прикрыть от налётов вражеской авиации станцию Полтава Южная. К исходу 2 октября бронепоезда дивизиона прибыли на ст. Полтава Южная.
До 15 октября дивизиону была поставлена задача подготовить места разгрузки и укрытия техники 7-го механизированного корпуса (МК). Для этого была создана команда из 20 человек под командованием старшего железнодорожного мастера лейтенанта Юдина Андрея Фёдоровича.
Команде лейтенанта Юдина, для расчистки мест разгрузки эшелонов пришлось убрать около 85-ти тонн разрушенных металлоконструкций и восстановить около 500 м. железнодорожного полотна.
За этот период дивизион отразил 42 налёта вражеской авиации и не допустил прицельного бомбометания по станции. Это обеспечило беспрепятственную разгрузку 39 воинских эшелонов.
Согласно графика капитального ремонта бронепоезд № 656 12 октября ушёл на капитальный ремонт в г. Ярославль.

(Из ЖБД 10 От.ДБп  ЦАМО, Фонд: 5672, Опись: 0086115, Дело: 0009, Лист начала документа в деле: 6)
В ночь на 24 октября немцы предприняли массированный налёт на ст. Полтава Южная и прилегающие к ней районы. Четыре бомбы упали рядом с бронепоездом. От взрыва пострадали 3 жилых вагона и погибли три члена экипажа бронепоезда. Среди погибших старший железнодорожный мастер лейтенант Юдин Андрей Фёдорович [2], наводчик орудия сержант Барахта Степан Анисимович и заместитель командира орудия сержант Смирнов Иван Павлович. [3]
Похоронили погибших в братской могиле 1200 м юго-восточнее станции Полтава Южная в 25-ти метрах с правой стороны от ж.д. полотна. (Юго-восточная окраина Геровки). Похоронили погибших с воинскими почестями: троекратным артиллерийским и ружейным салютом.
Фамилия сержанта Барахта Степана Анисимовича увековечена на мемориальных плитах братской могилы в г. Полтава, ул. Фрунзе, парк им. Котляревского, мемориал "Солдатской славы". Фамилий лейтенанта Юдина и сержанта Смирнова на мемориальных плитах нет. Были ли они реально перезахоронены с места первоначального захоронения в братскую могилу Полтавы – не известно.
До 13 ноября дивизион продолжал дислоцироваться в Полтаве. Отражал налёты вражеской авиации, принимал участие в ремонте ж.д. полотна. Командой дивизиона было восстановлено 1140 м ж.д. пути от станции Полтава Киевская до воинских складов.
13 ноября дивизион выдвинулся на участок ж.д. ст. Кобеляки – ст. Гановка, где обеспечивал прикрытие разгрузки воинских эшелонов.
К 16 ноября дивизион продвинулся до ст. Галещина. После прибытия бронепоезда на ст. Галещина, немцы обстреляли станцию из дальнобойных орудий с позиций в районе Крюкова. 17, 18, 19 ноября обстрелы станции повторились. Стрельба велась в ночное время.
Я прикинул по карте дистанцию стрельбы немецкой артиллерии. От станции Галещина до берега Днепра в районе Крюкова, порядка 27 км. На такую дистанцию могли вести огонь только орудия 17 cm K i. Mrs. Laf. Это дальнобойная пушка, собранная на лафете мортиры 21 cm Mrs 18. Таких орудий на южном направлении было немного, всего 24 орудия. Наличие таких орудий в районе Крюкова не было известно.
Хоть ущерба от обстрелов станции не было, сами по себе обстрелы не сулили ничего хорошего. У командования дивизиона возникло предположение, что в районе с. Галещина работает вражеский наводчик, поскольку стрельба совпадала с прибытием на станцию воинских эшелонов. Решено было прочесать село и выявит вражеского шпиона. И действительно, бойцы СМЕРШа задержали в районе станции вражеского радиста с радиостанцией.
22 ноября 10-й От. ДБп был придан 4-й Гв. Арм. и поступил в подчинение 20-му гвардейскому стрелковому корпусу. (Гв. СК)
Дивизиону предписывалось следовать в г. Кременчуг и блокировать артиллерийским огнём все немецкие коммуникации в районе Крюкова. Держать под обстрелом все дороги и возможные пути отхода Крюковской группировки немецких войск.

«1. Непрерывно держать под обстрелом бронепоезда район Крюкова и особенно подходы к нему с направлений: Белецковка (ныне Старая Белецковка), Торунжевка (ныне Новая Белецковка), Онуфриевка, Садки, срывая перегруппировку войск противника, уничтожая его живую силу и технику.
2. Установить связь с отрядом полковника Иванова через заградительный отряд г. Кременчуг
3. Держать в готовности десантную группу.»

(Из ЖБД 10 От.ДБп  ЦАМО, Фонд: 5672, Опись: 0086115, Дело: 0009, Лист начала документа в деле: 6)
«Отряд полковника Иванова» - боевая группа 5-й Гв. воздушно-десантной дивизии (ВДД) под командованием зам. командира дивизии по строевой части гв. полковника Иванова Фёдора Ефимовича. Этот отряд принимал активное участие в боях на о. Яцков (ныне плотина Кременчугской ГЭС), а в ноябре 1943 года совместно с 88-м заградительным отрядом оборонял берег Днепра от Градижска (искл.) до Крюковского моста. Отряд постоянно вёл боевую разведку на правом берегу Днепра. В ночь с 15 на 16 ноября группа разведчиков численностью 11 человек провела поиск на о. Большой (ныне о. Зелёный). Командовал группой гв. рядовой Сидоренко Григорий Тимофеевич, только недавно (28 сентября 1943 года), призванный Диканьским РВК Полтавской обл. Группа с о. Дедов переправилась на о. Большой. Скрытно подобралась к позициям боевого охранения немцев, закидала их гранатами и захватила контрольного пленного. При этом было уничтожено 9 немецких солдат, пулемётная точка и на левый берег Днепра был доставлен контрольный пленный, который дал ценные показания командованию 20 Гв. СК. 7 бойцов из этой группы за успешно проведённую операцию были награждены боевыми орденами и медалями. Гв. рядовые Сидоренко Григорий Тимофеевич и Ходос Алексей Яковлевич, награждены орденами Славы III ст. Гв. рядовые Воронянский Митрофан Максимович и Сорока Константин Григорьевич, награждены медалями «За Отвагу». Медсестра гв. рядовая Крупина Любовь Николаевна, командир отделения связи гв. Мл. сержант Соловьев Петр Павлович и гв. рядовой Соловьев Петр Павлович, награждены медалями «За Боевые заслуги». [4]
В ночь с 23 на 24 ноября бронепоезд № 705 «Народный мститель» под командованием ст. лейтенанта Прокопенко прибыл на ст. Кременчуг. Оперативно была произведена разведка целей, выбраны выжидательные и боевые позиции для бронепоезда, установлена связь с частями, действующими в районе Крюкова.
В 8-00 часов орудия бронепоезда открыли огонь по целям на правом берегу Днепра. Огневым налётом по району лесопильного завода была подавлена немецкая миномётная батарея, обстрелом перекрёстка дорог в районе с. Турунжовка  (ныне Маламовка) было уничтожено и сожжено до десятка машин двигавшихся в направлении с. Свинарка (ныне с. Павловка). Были обстреляны береговые укрепления немцев в районе х. Демуровка, обстреляны немецкие позиции на островах Большой и Дымкин.
Огневые позиции бронепоезда показаны на схеме-1. Огонь по целям в районе х. Демуровка, лесопильного з-да корректировался с ближнего наблюдательного пункта (БНП) с позывным "Рыба". С передового наблюдательного пункта (ПНП) с позывным "Днепр", корректировался огонь по целям на о. Большой (о. Зелёный) и о. Дымкин. Управлением огня по целям в районе Курчановка, Чечелево, Белецковка, Турунжовка - велось с командного наблюдательного пункта (КНП) в районе Песчаной горы. Позывной "Слава". Сам бронепоезд имел позывной "Сокол".
В результате обстрелов были разрушены несколько ДЗОТов и блиндажей. Артиллеристы бронепоезда израсходовали свыше 400-т артиллерийских выстрелов. (Боевое донесение № 2) [5] В результате немцы понесли большие потери. На о. Дымкин немецкий гарнизон был почти полностью уничтожен. Воспользовавшись этим обстоятельством, бойцы 88 отдельного заградительного отряда в количестве 60 человек в ночь на 25 ноября форсировали р. Днепр и захватили о. Дымкин. Судя по всему, вместе с ними или следом за ними, на правый берег переправился и отряд полковника Иванова. Утром 25 ноября отряд продолжил наступление и вышел к западной окраине Курчановки (район Крюкова, примыкающий к с. Чечелево). Взаимодействуя с правофланговыми частями 299-й СД, отряд полковника Иванова продолжил наступать в западном направлении к с. Табурище (ныне г. Светловодск). К исходу дня отряд достиг с. Городок (ныне северная оконечность г. Светловодска) и завязал бой с противником. [6]
С 8-00 25 ноября бронепоезд продолжил артиллерийский огонь по поспешно отходящему из Крюкова противнику. Методическому обстрелу подвергались дороги, идущие из Крюкова на Свинарку и Белецковку (Старую). По этим целям артиллеристы бронепоезда израсходовали 74 снаряда. [5]
Израсходовав боезапас, бронепоезд № 705 для экипировки и пополнения снарядами отправился к ст. Рублёвка. На выходе со станции Кременчуг на Ромодановское направление на стрелке под бронепоездом разрушилась стрелка. Из-за этого головная бронеплощадка сошла с рельс. Благодаря опыту и быстродействию машиниста бронепаровоза мл. сержанта Беляева Василия Васильевича, состав быстро был остановлен, что уберегло от схода остальные вагоны бронепоезда. Бронепоезд остановился и превратился в неподвижную мишень. Немцы принялись обстреливать остановившийся бронепоезд с закрытых позиций. Вскоре прилетел 21 немецкий бомбардировщик и на команду бронепоезда посыпались бомбы. Но, несмотря на обстрел и бомбёжку ремонтная команда бронепоезда быстро поставила сошедшую с рельс бронеплощадку обратно на рельсы, и своими силами отремонтировала стрелку и разрушенный железнодорожный путь. Бронепоезд вышел из-под обстрела и прибыл на станцию для экипировки.
После пополнения боезапаса бронепоезд получил задачу выдвинутся к ж.д. мосту через Днепр и не допустить обстрела моста из района Белецковка – Табурище, а так же прикрыть зенитным огнём ст. Кременчуг. [5]
В боях за Крюков особо отличились 9 бойцов бронепоезда. Они были награждены медалями «За Отвагу» и «За Боевые заслуги». Медалью «За Отвагу» был награждён зам. ком. орудия мл. сержант Семенов Иван Прокофьевич. Медали «За Боевые заслуги» получили:
командир бронеплощадки ст. лейтенант Сугак Степан Анисимович;
машинист паровоза мл. сержант Беляев Василий Васильевич;
помощник машиниста паровоза мл. сержант Афанасьев Алексей Григорьевич;
телефонист мл. сержант Гладков Константин Макарович;
зам. ком. орудия мл. сержант Журавлев Егор Иванович;
зам. ком. орудия мл. сержант Игнатьев Иван Никифорович;
ком. орудия ст. сержант Казарцев Иван Васильевич;
зам. ком. орудия мл. сержант Онущенко Петр Иванович. [7]
Всего же в боевых действиях дивизиона на участке Полтава – Кременчуг отличились и были награждены орденами и медалями 32 бойца и командира 10-го отдельного дивизиона бронепоездов. (Список награждённых)
Фронт быстро двигался в юго-западном направлении и основной задачей 10-й От. ДБп. Было зенитное прикрытие Крюковского моста и ст. Кременчуг.
30 ноября на ст. Галещина прибыл бронепоезд № 637, который вошёл в состав 10-го От. ДБп вместо ушедшего не капитальный ремонт бронепоезда № 656. Этому бронепоезду поручено прикрытие от налётов вражеской авиации ст. Галещина и ст. Потоки.
В течении декабря 1943 года и января 1944 бронепоезда при налётах немецкой авиации вели заградительный огонь и не допускали прицельного бомбометания по охраняемым объектам. Но 7 января группе немецких бомбардировщиков удалось прорваться к ст. Кременчуг. В 20-00 часов большая группа немецких бомбардировщиков бомбила район ст. Кременчуг. Бронепоезд вёл заградительный огонь всеми средствами ПВО, но некоторым самолётам удалось сбросить бомбы в район цели. От разрыва бомб пострадали станционные постройки и санитарный эшелон. Получили ранения и четыре члена экипажа бронепоезда. Троих бойцов пришлось отправить в госпиталь. В госпиталь были отправлены: сержант Фёдоров, рядовые Тумалаев и Свистунов
24-го января 1944 года отличившимся в боях бойцам были вручены боевые награды.
До 25 января 1944 года бронепоезда в своих секторах выполняли задачи по прикрытию от налётов немецкой авиации ж.д. объекты в районе г. Кременчуга.
25 января 1944 года был получен приказ командующего бронетанковыми и механизированными частями 2-го Украинского фронта № 0405 от 24.01.44 г. 10-му отдельному дивизиону бронепоездов в полном составе следовать на станцию Хировка (район г. Кировограда).
26 января 10-й отдельный дивизион бронепоездов в полном составе прибыл на ст. Хировка.
Так закончились боевые действия 10-го отдельного дивизиона бронепоездов в районе г. Кременчуга.

ЛИТЕРАТУРА И ДОКУМЕНТЫ

1. Коломиец М.В. «Стальные крепости Красной армии.» Издательство «Эксмо», 2010
2. ЦАМО.-Ф. 33,- Оп. 563784.-Д. 23 Л. 23
3. ЦАМО.-Ф. 58,- Оп. 18001.-Д. 1016 Л. 18
4. ЦАМО.-Ф. 33,- Оп. 690155.- Ед. Хр. 457
5. ЦАМО, Ф. 5672, Опись: 0086115, Дело: 0011, Лист начала документа в деле: 72
6. ЦАМО, Ф. 863, Опись: 1, Дело: 7, Лист начала документа в деле: 1
7. ЦАМО.-Ф. 33,- Оп. 686044.- Ед. Хр. 3724

Вечная память героям, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины!

ИСХОДНАЯ

Заглавная страница.

©Ивушкин В.Э.

E-MAIL:  svavuta777sto sobakgmail.com

(Для письма к нам, замените "sto sobak" на одну почтовую @ )

При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна!