г. Кременчуг 1941-1943 г. Страницы истории

с. Кривуши расположено за западной окраиной г. Кременчуга между левым берегом р. Днепр и Западной дамбой, по которой проходит дорога Кременчуг - Власовка. Меньшая часть села расположена севернее Западной дамбы и примыкает к с. Ковалёвка.

Воинские захоронения в районе сёл Кривуши и Ковалёвка.
(По материалам краеведа с. Кривуши Яцыны Виктора Петровича)

Изучая документы, связанные с воинскими захоронениями в братской могиле и на кладбищах с. Кривуши, я наткнулся на очень важный документ, копию которого мне передали сотрудники Кременчугского райисполкома. Это письмо-обращение краеведа с. Кривуши Яцыны Виктора Петровича с описанием истории воинских захоронений на кладбищах пригородов Кременчуга сёл Кривуши и Ковалёвка. В этом документе подробно описываются места захоронений воинов Красной Армии на кладбищах с. Кривуши и Ковалёвка и даётся описание установленных на них памятников, а так же приводятся имена свидетелей и участников этих захоронений.
Основываясь на этой информации, я провёл поиск и исследование состояния памятников, установленных на этих воинских захоронениях, на июнь 2022г.
Начну с главного захоронения с. Кривуши братской могилы у клуба с. Кривуши.
Братская могила находится возле сельской школы, сразу за дамбой. Координаты по GPS: N 49.05.711 E 33.21.367. Ехать автобусом или маршрутным такси Кременчуг - Власовка. Место расположения братской могилы можно посмотреть на карте:
Kremenchug-a. и М-36-103-d. Братская могила в с. Кривуши на карте отмечена цифрой "23"
Увеличение по клику.

Как пишет в своём письме краевед Яцына В.П., эта братская могила была образована 31 августа 1945 года. В неё были перенесены останки 8 бойцов и командиров Красной Армии из захоронений в районе сёл Кривуши и Ковалёвки. Виктор Петрович указывает, что среди перезахороненных были:
- офицер (ст. лейтенант), погибший в с. Ковалёвка;
- сержант;
- 6 рядовых.
Первоначально их фамилии были увековечены на мемориальной плите. Перезахоронение производилось с воинскими почестями. На митинге присутствовали жители с. Кривуши и школьники местной школы. Среди присутствовавших был и автор письма, тогда ещё школьник, Виктор Яцына.
Накануне Дня Победы 5 мая 1959 года, у клуба с. Кривуши был установлен новый памятник: железобетонная (Виктор Петрович пишет, что «гипсовая») скульптура воина в пилотке, в плащ-палатке с автоматом в руках. Скульптор О. Савельева. На двух символических могилах были установлены мемориальные плиты с фамилиями погибших воинов и рядом списки односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны.
При этом, как пишет Виктор Петрович, «памятник был установлен на 15 м севернее и на 16 м восточнее первоначального захоронения. На мемориальных плитах уже было больше фамилий, и выделить 8 первоначальных фамилий следи них, было невозможно».
Проанализировав списки увековеченных на мемориальных плитах погибших бойцов и командиров Красной Армии, мне после тщательного анализа первичных захоронений, удалось восстановить первоначальные 8 фамилий:
Звание

Ф. И. О.

Год рождения

Дата гибели

Подразделение

Гв. рядовой

Егупов Иван Павлович

1908

29.09.43г.

66 Гв. СД

Гв. рядовой

Кабанов Александр Николаевич

1925

29.09.43г.

66 Гв. СД

Гв. мл. лейтенант

Новосёлов Михаил Николаевич

1913

29.09.43г.

66 Гв. СД

Гв. рядовой

Спорыхин Григорий Акимович

1909

29.09.43г.

66 Гв. СД

Гв. ефрейтор

Богданов Павел Фёдорович

1920

02.10.43г.

6 Гв. ВДД 20 Гв. ВДП

Гв. рядовой

Горичев Алексей Иванович

1915

03.10.43г.

6 Гв. ВДД 20 Гв. ВДП

Гв. ст. сержант

Пугачёв Иван Андреевич

1922

03.10.43г.

6 Гв. ВДД 20 Гв. ВДП

Гв. рядовой

Цербулов Василий Фёдорович

1921

04.10.43г.

6 Гв. ВДД 20 Гв. ВДП

Как видно из этого списка, в эту братскую могилу были перезахоронены бойцы и командиры 66-й Гв. СД, которые погибли в бою за с. Ковалёвка 29-го сентября 1943 года. Они были похоронены на краю села в одной могиле. Среди погибших командир пулемётного взвода 66-й Гв. СД гв. мл. лейтенант Новосёлов Михаил Николаевич и ещё три бойца гв. рядовых этой дивизии.
При этом выяснилось, что на мемориальных плитах отсутствует фамилия гв. рядового из 66-й Гв. СД Спорыхина Григория Акимовича.
Так же в братскую могилу были перезахоронены 4 бойца 20-го Гвардейского воздушно-десантного полка 6-й Гв. воздушно-десантной дивизии, которые погибли при форсировании р. Днепр 2-3 октября 1943 года в районе с. Кривуши и были похоронены на берегу р. Днепр вне кладбища. Среди погибших автоматчик 20-го Гв. ВДП 6-й Гв. ВДД гв. ст. сержант Пугачёв Иван Андреевич.
Таким образом, количество и звания первоначально похороненных в братской могиле бойцов и командиров Красной Армии, совпадают с описанием краеведа Яцыны В.П.
Фамилии бойцов и командиров Красной армии, погибших в годы Великой отечественной войны 1941 -1945 года начертаны на 5-ти мемориальных плитах, изготовленных из чёрного камня. Мемориальные плиты установлены вдоль аллеи, ведущей к памятнику. Ещё одна небольшая табличка из нержавеющей стали закреплена на самом памятнике. Памятник установлен 05.05.1959 года, скульптор О. Савельева. По паспорту воинского захоронения в братской могиле похоронено 84 бойца и командира Красной армии, но на мемориальных плитах выбито 89 фамилий. Но сколько бойцов реально похоронено в этой братской могиле – не известно. Документов о последующих перезахоронениях в эту братскую могилу не найдено.

Анализ собранных по этому захоронению документов дал следующие результаты:
Ошибочно записаны убитыми: гвардии рядовой Колопов Илья Александрович, гвардии лейтенант Рындюк Яков Никитич, которые были захвачены в плен, впоследствии были освобождены из плена и остались живы. Так же не был убит, а попал в плен Гвардии рядовой Васильев Аверьян Андреевич, который погиб в плену 20.06.1944 года.
Гвардии лейтенант Новосёлов Михаил Николаевич, гвардии рядовые Добрынкин Василий Иванович, Кузнецов Владимир Прокопьевич, которые были перезахоронены из с. Ковалёвка, ошибочно записаны ещё и на мемориальных плитах братской могилы с. Власовка.
Гвардии капитан Шаповалов Василий Петрович и гвардии старший лейтенант Костин Константин Данилович похоронены в братской могиле № 2 Реевского кладбища г. Кременчуга и записаны на мемориальных плитах братской могилы с. Кривуши ошибочно.
Возникла путанница и с фамилиями перезахороненных бойцов-сапёров 6-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии из воинских погребений в с. Самусивка. Гвардии рядовой Маркелов Василий Трофимович погибший 04.10.43 г. на мемориальной плите братской могилы записан, как Матвеев В.Т. а в паспорте этого воинского захоронения отсутствует.
Младший сержант Скорик Григорий Акимович боец 16-го Гвардейского воздушно-десантного полка 5-й Гвардейской ВДД записан на мемориальной плите в двух вариантах: как "Скорихін Григорій Акимович" и как "Сорокін Григорій Акимович". Этих фамилий в списках безвозвратных потерь ЦАМО в том, и в другом варианте - нет. Мл. сержант Скорик Г.А. погиб на правом берегу р. Днепр в бою за с. Ново-Липово под Новогеоргиевском, и перезахоронен в братскую могилу с. Озёра Светловодского района. И наоборот, фамилии двух бойцов: гвардии старшего сержанта Дивина Петра Степановича и гвардии младшего сержанта Медведева Петра Федоровича, перезахороненных из погребений в с. Самусивка, на мемориальных плитах братской могилы с. Кривуши нет.

Список фамилий бойцов и командиров Красной Армии увековеченных в братской могиле с. Кривуши приведён в Таблице-1

 

 

Увеличение по клику

Яцыновское кладбище.

Четыре воинских захоронения имеются на Яцыновком кладбище с. Кривуши, которое находится справа от дороги Кривуши – Ковалёвка.
Захоронения здесь производили жители сёл Кривуши и Ковалёвка в сентябре 1941 года.
Как пишет Яцына Виктор Петрович, в одной могиле были захоронены семь бойцов 1059 стрелкового полка 297-й стрелковой дивизии, которые погибли в бою 8-12 сентября 1941 года. К 9 мая 1999 года на могиле силами энтузиастов: Якимец Виктор Григорьевич, Яцына Виктор Петрович и его сын Василий Петрович, на могиле был установлен памятник из трубы высотой 1,4 м увенчанной пятиконечной звездой. Историю этого захоронения рассказал Копычка Николай Пантелеевич, 1926 года рождения, который принимал участие в этом захоронении.
Рядом находились две одиночные могилы бойцов 1059 СП Красной Армии, которые раненые укрывались в сарае жителя села Ковалёвки Немченко Фёдора Захаровича. Они умерли от ран и были тайком похоронены на Яцыновском кладбище.
За могилами ухаживала его сестра Коваль Нина Захарьевна (1911 – 1959 гг), а позже её дочь Кудаш Ольга Семёновна, 1935 года рождения.
На этих захоронениях были установлены такие же памятники, как и на могиле бойцов 1059-го СП.Позже, на могилах вместо памятников из труб, установили тумбы и вмуровали в них памятные таблички.
Мемориальные таблички на воинских захоронениях на Яцыновском кладбище с. Кривуши.

В моих списках погибших бойцов и командиров 1059-го СП 297-й СД, основанных на донесениях о безвозвратных потерях архива ЦАМО, числятся фамилии семи бойцов с привязкой к месту гибели с. Кривуши. Но каких либо подтверждений, что именно этих бойцов похоронили жители с. Кривуши в этой братской могиле, нет.
№ п/п
Звание
Ф. И. О.
Год рождения
Дата гибели
Подразделение
1
Рядовой Гончарук Павел Григорьевич  
12.09.41г.
297 СД 1059 СП
2
Рядовой Демеденко Данил Иосифович
1910
12.08.41г.
297 СД 1059 СП
3
Рядовой Иванчук Каленник Николаевич  
12.09.41г.
297 СД 1059 СП
4
Рядовой Клюс Афанасий Иванович  
08.09.41г.
297 СД 1059 СП
5
Рядовой Костян Пантелей Павлович  
08.09.41г.
297 СД 1059 СП
6
Рядовой Левченко Василий Филиппович  
08.09.41г.
297 СД 1059 СП
7
Рядовой Шульга Андрей Яковлевич  
08.09.41г.
297 СД 1059 СП

Четвёртое захоронение – могила двух военнопленных, которых немецкие конвоиры зверски добили при этапировании в Кременчугский концлагерь.
Первоначально эта могила считалась братской могилой бойцов 1059-го СП 297-й СД. К двадцатой годовщине Победы на этой могиле был установлен металлический обелиск в виде четырёхгранной пирамиды.
Но местные жители, среди которых был и девятилетний сын Василия Петровича Василий, которые были свидетелями убийства пленных и похоронили их в этой могиле «прикрыв одной шинелью», установили на этом памятнике правильную памятную табличку об этом захоронении. Табличку из нержавейки изготовили браться Барановы: Анатолий Фёдорович и Леонид Фёдорович.
На табличке выбито имя и фамилия одного из убитых военнопленных: рядовой Сунцов Иван Тимофеевич 1921 года рождения родом из Черниговской обл. Но в доступных на сегодня архивных документах, не удалось найти сведений об этом человеке. Более того, в архивных документах по Черниговской обл. фамилия Сунцов, вообще, не упоминается. Такие фамилии часто упоминаются среди жителей Кировской обл. и Удмуртии, но среди них нет упоминания о Сунцове Иване Тимофеевиче 1921 года рождения. Есть 1921 года рождения Иван Григорьевич, и по действиям воинской части подходит Николай Алексеевич, который служил в 1-й воздушно-десантной бригаде и мог попасть в окружение под Киевом в сентябре 1941 года, но полных совпадений, к сожалению, нет.
Сейчас эти захоронения выглядят так:
Воинские захоронения на Яцыновском кладбище с. Кривуши.

Божченковское кладбище.
(Находится в западной части села.)

На Божченковском кладбище находится братская могила 4-х бойцов 1059-го СП 297-й СД, погибших в бою 8 сентября 1941 года. Как сообщает Виктор Петрович, бойцов здесь похоронили жители села Кривуши. Об этом свидетельствует жительница села Гриценко (Гориславец) Надежда Федотовна 1926 года рождения.
На могиле установлен обелиск виде четырёхгранной пирамиды, увенчанный пятиконечной звездой. Яцына пишет, что памятник и могила находились в плачевном состоянии: «могила запущена, обелиск ржавый».
Надо отдать должное местным властям. После обращения краеведа, памятник и захоронения были приведены в порядок и сейчас это воинское захоронение имеет такой вид: (см. фото ниже)

Сталивское кладбище.
(Находится на холме в центральной части села.)

На этом кладбище находится могила неизвестного красноармейца погибшего, как пишет Яцына В.П., при форсировании р. Днепр в октябре 1943 года. Он сообщает, что захоронение приводила воинская часть, и что эта воинская часть – 95-я Гвардейская стрелковая дивизии.
Однако эта информации вызывает большое сомнение.
95-я Гв. СД боевых действий по форсированию Днепра в пределах с. Кривуши не вела. Здесь форсировали Днепр части 6-й Гв. воздушно-десантной дивизии, а 95-я Гв. СД форсировала Днепр правее – в районе с. Самусиевка (не удачно), а на втором этапе ещё дальше – в районе с. Власовка.
Виктор Павлович пишет, что памятник был «выполнен из мраморной крошки с пятиконечной звездой из нержавеющей стали. А ниже надпись «Вечно Живым 1941-1945г.»»
Решением областного совета Полтавской обл. № 247 от 23.04.1982 года на могиле был установлен новый памятник из красного гранита с надписью того же содержания.
Сейчас это воинское захоронение выглядит так:
с. Кривуши.
Воинское захоронение на Божченковском кладбище.
с. Кривуши.
Воинское захоронение на Сталивском кладбище.

Лобойковское кладбище.
(Небольшое кладбище находится в юго-восточной части села.)

На Лобойковском кладбище находится могила неизвестного солдата, который по свидетельству Яцыны В.П. погиб во время артиллерийского обстрела села в огороде одного из жилых домов.
При этом он ссылается на рассказ Валентины Осиповны Сапожниковой (Лобойко), которая принимала участие в захоронении неизвестного солдата, но не была свидетелем его гибели. Поэтому она не могла знать точную дату его гибели, как не могла знать, в какой из частей Красной Армии он служил. Виктор Павлович считает, что это боец 95-й Гв. СД, который погиб 29 сентября 1943 года при освобождении села Кривуши.
Однако его предположение не соответствует действительности.
Хозяин усадьбы Владимир Дмитриевич, который принимал непосредственное участие в извлечении останков солдата, не смог мне точно указать в каком году он был убит. Во время войны они были в эвакуации и вернулись в Кривуши уже после освобождения села. О захоронении бойца на их усадьбе они не знали, и обнаружили это захоронение лишь при строительстве теплицы. Солдат был одет в шинель, документов при нём обнаружено не было. Эксгумация останков производилась кустарным способом без участия профессиональных археологов. Так же не была произведена экспертиза останков.
В 1966-м году жители этого дома и произвели захоронение найденных останков солдата на Лобойковское кладбище, без оформления каких либо документов.
Тот факт, что боец был похоронен в огороде крайней хаты села, говорит о том, что это было захоронение 1941 года - тогда было не до церемоний. В 1943-м году, погибшего бойца уже хоронили бы на сельском кладбище, которое находилось буквально рядом, через дорогу от места его гибели.
Что касается даты гибели 29 сентября 1943г. и принадлежности бойца к 95-й Гв. СД.
95-я Гв. СД ни как не могла оказаться в районе с. Кривуши в этот день, так как вела боевые действия в противоположной стороне города Кременчуга в районе с. Большая Кохновка.
29 сентября в с. Кривуши сражались бойцы 1-го механизированного корпуса при поддержке 42-го Гв. СП 13-й Гв. СД.
После окончания боёв за город 30 сентября 1943г. 95-я Гв. СД была передислоцирована в район сёл Пухальщина - Киндровка.
Таким образом сведения Виктора Петровича об этом захоронении являются ошибочными.
На могиле этого неизвестного солдата установлен памятник виде стальной трубы, увенчанной пятиконечной звездой и памятная табличка, к сожалению, с ошибочными сведениями о погибшем солдате. Памятник установили жители с. Кривуши: Копычка Николай Пантелеевич, Яцына Виктор Петрович и его сын Владислав Викторович.
На конец октября 2022 года он выглядел так:
с. Кривуши.
Воинское захоронение на Лобойковское кладбище.

23 октября 2022 года сотрудники и волонтёры музея Военной истории Кременчуга, совместно с местными жителями обновили памятник и привели в порядок прилегающую территорию. Счистили старую облупившуюся краску, подрезали разросшиеся кусты, пропололи траву. Заново покрасили памятник и гробничку. Ещё предстоит заменить памятную табличку. Теперь это воинское захоронение выглядит так:

с. Кривуши.
Воинское захоронение на Лобойковское кладбище.

 

Воинское захоронение за сельской школой с. Кривуши.
(Старое кладбище)

За сельской школой с. Кривуши находится могила 12-ти военнопленных красноармейцев, которые были зверски убиты немецкими конвоирами и полицаями при этапировании их из с. Оржица в кременчугский концлагерь.
Краевед Яцына Виктор Петрович в своём письме-обращении пишет, что «как свидетельствует очевидец и непосредственный участник этого погребения (одной лопатой попеременно с другими копали яму и помогали укладывать трупы) Жук (Писарева) Ольга Никоноровна 1926 года рождения, захоронение было проведено по решению тогдашнего председателя колхоза Гриценко Сидора Анисимовича и первого старосты села Дробота Ивана Семёновича (расстреляны в 1942 году). Трупы убитых пленных красноармейцев были собраны на участке дороги от с. Михайленки до школы. На её глазах немец конвоир добил из автомата одного обессилившего раненого солдата у поворота на с. Самусиевка. Она с ужасом вспоминает, как голосили женщины, которые пришли на погребение с надеждой найти среди убитых своего мужа, брата или сына. Возглавляли процесс захоронения колхозницы-активистки Гориславец Йивга Тимофеевна (1905-1975гг) и Божченко Евдокия Захарьевна (1914-1999гг)»
Виктор Петрович, тогдашний ученик школы, в тот же день на переменке бегал смотреть на место погребения. Он пишет, что яма была, примерно 2х4 м. Её не засыпали до самого верха на 20-30 см. Место было приметным, что бы со временем не забылось, и после войны его можно было быстро найти. Однако, памятник на этой могиле был установлен, лишь, спустя 58 лет…
Первоначальный памятник – виде уже привычной трубы, увенчанной пятиконечной звездой. На памятнике табличка с надписью:
«Здесь преданы земле в октябре 1941 года 12 трупов пленных красноармейцев зверски убитых фашистскими конвоирами. Господи, за муки тяжкие ради ближних, даруй им Царствие Небесное. Вечная Вам память Сыны Отечества!
9 мая 2000г. Благодарные сельчане».

Памятник и памятную табличку изготовили братья Анатолий Фёдорович и Василий Фёдорович Барановы. Памятник был установлен 6 мая 2000 г. Торжественно открыт в день Победы 9 мая.
Через несколько лет на могиле был установлен новый памятник, на мой взглад, совсем не подходящий для воинского захоронения, скорее он более уместен для могилы священнослужителя. Была заменена и памятная табличка. Теперь это воинское захоронение выглядит так:
Воинское захоронение за сельской школой с. Кривуши.

Ковалёвское кладбище.
(Находится в с. Ковалёвка.)

На Ковалёвском кладбище, по сообщению краеведа Виктора Петровича, находится могила 7 воинов 1059 стрелкового полка 297-й стрелковой дивизии, погибших в бою 8 сентября 1941 года. Но по рассказам местных жителей, которых я встретил на этом кладбище, здесь покоятся останки четырёх красноармейцев.
По свидетельству жителя с. Ковалёвка Немченко Ивана Павловича 1925 года рождения, который принимал непосредственное участие в захоронении этих бойцов, хоронили солдат жители села.
На могиле установлен типовой памятник и гробничка из мраморной крошки с пятиконечной звездой из нержавеющей стали. На памятнике выбиты слова: «Вечно живим. 1941-1945».
На сегодняшний день это воинское захоронение выглядит так:

Краевед Яцына Виктор Петрович ещё упоминает два воинских захоронения на Гориславском кладбище с. Кривуши.
Одно захоронение 7 пленных красноармейцев зверски убитых конвоирами при следовании в кременчугский концлагерь в октябре 1941 года. На могиле пирамидальный обелиск высотой 1,8 м, выложенный из кирпича и оштукатуренный.
Другое захоронение – могила бойца 95-й Гв. СД погибшего при освобождении с. Кривуши 29 сентября 1943г. (Эта информация ошибочная и не соответствует действительности. 95-я Гв. СД не принимала участия в боях по освобождении села).
Однако мне не удалось отыскать это кладбище. Поиски будут продолжены.

Вечная память Героям - бойцам Красной Армии, павшим в боях за наше Отечество!

ИСХОДНАЯ

Просмотрев страничку, не забудьте поделиться своими впечатлениями в книге гостей

©Ивушкин В.Э.

E-MAIL:  kremenchug_41-43sto sobak rambler.ru

(Для письма к нам, замените "sto sobak" на одну почтовую @ )

При использовании материалов сайта ссылка на автора обязательна!